Профессиональное образование


Профессиональное образование
   — социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. П.о. создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества. П.о. - одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни. В России П.о. базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности, светскости и поликультурности, рационального соотношения государственного и общественных начал в подготовке специалистов, связи основного и дополнительного П.о. и др.
   Сложились различные подходы к определению П.о. Под ним понимают:
   а) целенаправленный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания;
   б) целенаправленный, осуществляемый государством и обществом процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
   в) систему П.о., сеть профессиональных учебных заведений - от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования;
   г) профессиональную подготовку и наличный уровень компетентного владения той или иной программой П.о.
   Понятие П.о. включает в себя сложившиеся исторически типы П.о.: ремесленное, профессионально-техническое образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование. В Законе РФ об образовании (1992) зафиксированы соответствующие уровни: начальное, среднее и высшее П.о. Определились также различные отраслевые и межотраслевые виды П.о.: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др.
   В реальной практике П.о. полифункционально и выполняет следующие функции: экономическую - расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы с учётом потребностей общества, формирование рынка труда и оказание образовательных услуг, воздействие на социально-экономические процессы и развитие науки, техники, производства, культуры и образования; социальную - подготовка специалистов, передача профессионального опыта одних поколений другим, формирование социально-профессиональной структуры населения и создание условий для его социальной и профессиональной мобильности; педагогическую - воспитание и развитие личности средствами приобщения к профессии и формирование основ профессиональной культуры, профессиональное обучение и воспитание подрастающих поколений на базе основного образования, подготовка, повышение квалификации и переподготовка взрослого населения; цивилизационную - поддержание и упрочение сложной структуры современной цивилизации и уровня мирового и отечественного экономического и социального развития, обеспечение научного и технического прогресса и общественного благосостояния; культурологическую - трансляция, сохранение и совершенствование общей, интеллектуальной и профессионально-трудовой культуры общества; гуманитарную - создание условий для осуществления права личности на профессию и профессиональную занятость, равноправия мужчин и женщин в сфере профессий, а также социальная защита людей с нарушениями в психофизическом развитии и инвалидов с детства; психологическую - создание условий для формирования и развития личности профессионала, её ценностных трудовых установок.
   Педагогические аспекты П.о. являются предметом профессиональной педагогики - отрасли педагогической науки, изучающей общие методологические, теоретические, исторические, методические и технологические основания образовательного процесса на всех уровнях П.о. и во всех типах профессиональных учебных заведений.
   Исторически развивались научные дисциплины, изучающие частные и специфические закономерности П.о.: профессионально-техническая педагогика как теория профессионально- технического образования; педагогика среднего специального образования и педагогика высшей школы, теория и методика П.о. В отдельных профессиональных областях складывались военная, музыкальная, художественная и другие педагогики, теория и методика педагогического образования, производственная педагогика и др.
   Общее и профессиональное образование исторически взаимосвязаны как два иерархических преемственных процесса социализации личности. Процесс постоянного усложнения человеческой деятельности обусловил выделение П.о. из состава общего образования, с одной стороны, и замену им ученичества и детского труда как ранних форм трудовой социализации и приобщения к профессии, с другой.
   Общее образование при этом является не только базисом П.о., но и входит в его состав, обеспечивая непрерывность овладения основами общечеловеческой культуры. В новых типах средних общеобразовательных учреждений (лицеи, кадетские корпуса, колледжи) П.о. составляет один из блоков учебного плана, входя т.о. в состав общего образования.
   Вследствие дифференциации образования выделились самостоятельные социальные институты П.о. - университеты, училища, курсы и т.д., образовавшие систему П.о.
   П.о. как система имеет двойную классификацию. Критерием классификации по вертикали является уровень и сложность стандартных профессионально-образовательных программ и общеобразовательных баз. Уровню или стандартному образовательному цензу соответствуют типы образовательных учреждений начального, среднего и высшего П.о.: училища, лицеи, гимназии, корпуса, институты, университеты, академии и др. Критерием классификации по горизонтали являются области профессиональной деятельности и соответствующие виды П.о. - архитектурное, горное, педагогическое, техническое, художественное, медицинское и т.п.
   Одна из характеристик П.о. - непрерывность и преемственность, проявляется в синтезе вертикальной и горизонтальной классификаций и возникновении его следующих преемственных блоков: начальное (базовое) техническое - среднее техническое - высшее техническое; среднее медицинское - высшее медицинское и т.п. Эти блоки в современной практике образуют учебно-производственные комплексы, как правило, при высших учебных заведениях.
   Система дополнительного П.о. возникла как форма получения профессии вне учебного заведения (домашнее, семейное образование, ученичество, курсовая система на производстве, дополнительное образование взрослых) и как форма повышения квалификации специалистов среднего звена. С 60-х гг. 20 в. условия социального и технического прогресса обусловили потребности общества в создании системы дополнительных услуг П.о. С этой целью стали разрабатываться дополнительные образовательные программы для каждого уровня профессиональной подготовки, реализуемые через разные типы профессиональных учебных заведений по очной, вечерней и заочной (в т.ч. дистанционной; см. Дистанционное обучение) формам обучения, а также через курсовую систему предприятий, различные учебные центры занятости, профориентации и др.
   Самостоятельным элементом этой системы является послевузовское профессиональное образование.
   Ведущей современной тенденцией является дифференциация (фуркация) старшей ступени средней общеобразовательной школы и создание самостоятельных профильных учебных заведений (лицеи и колледжи, профильные классы), выполняющих функцию допрофессиональной подготовки и ориентированных на продолжение обучения в высших профессиональных учебных заведениях.
   Характер П.о. как процесса трансляции социально-трудового опыта поколений и формирования специалиста определяется выбором традиционных или инновационных концепций образовательного процесса. Долгое время в мире преобладала технократическая концепция П.о., приоритетом которой были узко понимаемые потребности государства, политики, экономики, производства и отдельного предпринимателя, а практическими целями - формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков в узкой сфере специальности. Гл. внимание уделялось выбору технологий профессионального обучения. При этом игнорировались особенности и интересы личности, которая рассматривалась лишь как один из элементов этого процесса.
   Альтернативой является гуманистическая концепция образовательного процесса, ведущая начало от Д. Дьюи и Г. Кершенштейнера. Согласно этой концепции, образовательный процесс должен ориентироваться на создание условий для активного участия субъекта в овладении профессией и культурой труда, на гуманизацию П.о., на удовлетворение общих и профессиональных интересов и индивидуальных потребностей личности.
   В Рос. Федерации содержание П.о. зафиксировано в документах Министерства образования РФ: государственный образовательный стандарт, профессионально-квалификационные характеристики (или профиль подготовки специалиста), учебные планы и программы. Учебный план строится с учётом единства профессиональной, общеобразовательной и культурологической подготовки будущего специалиста, рационального соотношения фундаментальной и практико-ориентированной подготовки, связи федерального и национально-регионального компонентов содержания образования, а также наличия инвариантного содержания базового (основного) образования, обеспечивающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса через систему специализаций, курсов, факультативов, спецкурсов, спецсеминаров и т.п.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 223-224)
   Ч45

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Профессиональное образование" в других словарях:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготавливающее к какой либо профессии; в частности ремесленное, художественное, техническое и сельскохозяйственное образование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Профессиональное образование — процесс или/и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности... Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ… …   Официальная терминология

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. обучение в профессионально техническом, среднем специальном учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего… …   Юридическая энциклопедия

  • Профессиональное образование — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование)  система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определённой области деятельности. Как и общее образование, профессиональное ориентируется на развитие личности, но специфич. цель состоит в адаптации учащихся к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • профессиональное образование — 3.6 профессиональное образование : Образование, ориентированное на профессиональную деятельность. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.35.122 2013: Система контроля качества "НОСТРОЙ&q …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • профессиональное образование — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования  обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Профессиональное образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.